Музыкальная теория. Часть 1

Эта статья написана для тех, кто вообще никак не владеет музыкальной теорией и хотел бы хоть немного в этом разобраться, и тех, кто долго пытается что-то набросать в ФЛ (Fruity Loops) или Кубейсе (Cubase) и нифига не выходит.

Здесь постараюсь разжевать все эти вещи простым человеческим языком на уровне простых смертных, нелезущих в дебри, без непонятных терминов. Я надеюсь, это поможет нуждающимся в решении некоторых проблем=) Могу обрадовать незнающих, что для написания песен не обязательно иметь музыкальное образование и по несколько лет тратить на изучение всяких непонятных слов и символов. Достаточно знать этот необходимый минимум, после которого вы тут же сможете написать что-то уже звучное, и который мне изложил один добрый пианист, после моего полугодовалого тыкания всяких кнопочек в программе и случайного набора нот) Не пугайтесь, что здесь многа букафф. Лучше потратить сейчас на это время, чем потом всю жизнь на самостоятельный поиск истины методом волшебного тыка. В любом случае, это гораздо меньше, чем то, что дают в школах) Итак, начнём.

1. Тональность, гамма, лад

Любая песня исполняется строго в тональности. По сути, это набор конкретных нот, которые можно использовать в песне.

Выходит, все вообще песни пишутся только на каких-то конкретных нотах? Зачем тогда нужны те, которые не используются?

У каждой песни есть свой определенный набор нот. У одних используются одни, у других – другие. Разберемся, какие же использовать нам. Тональность определяется по первой ноте в песне или самой низкой, если их несколько сразу. Или ещё по заключительной. И заканчивать нужно той же нотой, с которой она начиналась. Страшного, на самом деле, ничего не случится, если так не сделать, просто она будет звучать тогда незаконченной, как предложение…) Но об этом другой разговор. Есть определённые схемы, по которым составляются нужные и ненужные звуки. Это гаммы. Они имеют мажорный (весёлый) и минорный (грустный) лад.

МАЖОР
Натуральный Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Гармонический Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Полтора тона-Полутон
Мелодический Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
МИНОР
Натуральный Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Гармонический Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Полтора тона-Полутон
Мелодический Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон

WTF на этой таблице?!?!

Всё гораздо проще, чем кажется. Скажем так, у мажора и минора по 3 вида гамм. Отличаются они по звучанию. Как именно узнаете, построив каждую из них и сравнив. Я лишь расскажу, как это делать.

Что такое Тон и Полутон?

Это интервалы от заданной ноты. Тон – это два полутона. Полутон – две ближайших друг к другу клавиши. Вот как это выглядит:

muzykalnaya-teoriya-chast-1-1 muzykalnaya-teoriya-chast-1-2
Здесь показан полутон от ноты До А здесь от ноты Ми
muzykalnaya-teoriya-chast-1-3 muzykalnaya-teoriya-chast-1-4
Здесь показан тон от ноты До А здесь от ноты Ми

Всё просто, как апельсин) Теперь построим натуральный мажор, используя таблицу. Чтобы не путать в самом начале, построим также от ноты До и Ми. Нужная нам схема Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон.

muzykalnaya-teoriya-chast-1-5 1) Отмечаем нотку До и тон от неё.
muzykalnaya-teoriya-chast-1-6 2) Далее от второй отмеченной ноты отмеряем ещё один тон.
muzykalnaya-teoriya-chast-1-7 3) Затем уже от третьей отмеченной ноты отмеряем полутон.
muzykalnaya-teoriya-chast-1-8 4) И далее от четвертой отмеченной отмеряем ещё тон.
muzykalnaya-teoriya-chast-1-9 5) До конца осталось совсем немного) И отмечаем оставшиеся два тона и полутон.

Как видите, мы ушли от нотки До и пришли в неё же. Это и будет тот самый набор нужных нот в тональности До-мажор. Так выпало, что используются только белые клавиши. Помимо До-мажора, также только белые клавиши используются в тональности Ля-минор. Но об этом позже. Теперь самостоятельно постройте натуральный мажор от нотки Ми. Если ваш результат сошёлся с тем, что на картинке, то вы начинаете становится круче, как Рокки Бальбоа во время тренировок)

muzykalnaya-teoriya-chast-1-10

Теперь построим мелодический минор от ноты Ля. Вот нужная нам схема Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон. Поехали:

muzykalnaya-teoriya-chast-1-11 1) Обозначаем нотку Ля и от неё тон.
muzykalnaya-teoriya-chast-1-12 2) Также от второй обозначенной ставим полутон.
muzykalnaya-teoriya-chast-1-13 3) Далее по накатанной ставим 4 тона.
muzykalnaya-teoriya-chast-1-14 4) И заканчиваем всю эту шляпу полутоном в нотке Ля.

Вот что мы имеем в итоге. Тональность Ля-минор.

Но почему здесь не одни белые клавиши, а есть ещё и чёрные???

Всё просто, как петух. Здесь у нас мелодическая гамма. Она также имеет свой набор нот, как натуральная и гармоническая. А все белые клавиши были бы в натуральном миноре. Наконец, чтобы закрепить материал, постройте самостоятельно натуральный минор от ноты До. Вот нужная последовательность Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон. Если ваш результат сошелся с тем, что на картинке, то вы стали ещё круче! И можете бить Рокки)

muzykalnaya-teoriya-chast-1-15

Все эти последовательности универсальные для каждой ноты, откуда ни начинай их – они строятся одинаково, как советские дома. То есть для того, чтобы построить натуральный минор от ноты  До-диез, достаточно всю эту конструкцию сдвинуть на полтона выше по клавиатуре, и вот что получится.

muzykalnaya-teoriya-chast-1-16

По сути, всё то же самое, только чуток сдвинуто, как у пациентов псих-больницы. Построив эту схему от ноты До, можно двигать её хоть на Соль, хоть на Ми, хоть на Альпийские горы, и получим тональность от другой ноты.

2. Аккорды

Аккорд состоит из трёх и более нот. На аккордах строится вся песня. Это фундамент. Это три кита, держащих Землю, только вместо Земли песня и недоумевающие рожи китов. Песня может состоять как из одного аккорда, так и пока фантазия не закончится. Рассмотрим их построение, они имеют четыре схемы – большую (мажорную), малую (минорную), увеличенную и уменьшенную. Последние две редко где встречаются, поэтому чтобы не забивать голову, расскажу только про первые две, наиболее частые. Про остальные по желанию найдёте информацию сами.

Мажорное построение
Б3 + М3

Минорное построение
М3 + Б3

Да что ещё за непонятные обозначения???

Они кажутся такими, на самом деле очень тесно связаны с предыдущими тонами и полутонами. Б3(большая терция) состоит из двух тонов или четырёх полутонов(кому как удобнее понимать), а М3(соответственно, малая терция) состоит из одного тона и полутона или трёх полутонов. Посмотрим, как это выглядит на деле:

muzykalnaya-teoriya-chast-1-17 muzykalnaya-teoriya-chast-1-18
Здесь обозначена Б3 (2 тона, или 4 полутона) А здесь М3 (Тон и полутон, или 3 полутона)

Что нам это даёт?

Очевидно же, понимание, как строятся аккорды)

Построим аккорд До-мажор. Для этого берём нотку До, и от неё отмечаем ещё две нотки, первую после Б3, и вторую после М3. Вот что у нас получается.

muzykalnaya-teoriya-chast-1-19

Вот так и будут строиться все мажорные аккорды от любой ноты, схема универсальная.

Теперь самостоятельно постройте от ноты До минорный аккорд, используя его схему М3 + Б3. Тоже самое, только наоборот. Если у вас получилось так, как на картинке ниже, то вы уже гораздо круче тех, кто этим не владеет и тыкает всё наугад!)

muzykalnaya-teoriya-chast-1-20

А теперь настало самое время, чтобы рассказать об устойчивых ступенях=)

3. Устойчивые ступени

Как вы могли, наверное, уже заметить в обоих построениях аккордов ноты До и Соль так и остались на своих местах, никуда не уехав, несмотря на, казалось бы, разные схемы. Это всё неспроста! Так-то) Когда мы берём нужную нам тональность, все ноты в ней условно принимают обозначения ступеней. Нот в тональности 7, следовательно, и ступеней тоже 7. Это просто сделано для удобства в теории. В тональности от ноты До, она же будет и первой ступенью, Ре – второй, и так далее. В тональности от ноты Ре, она же будет первой, Ми – второй, и тоже так далее. Да хоть от Соль брать, тогда и будет тоже Соль – первая, Ля – вторая, Си – третья и дальше. Даже если попадается чёрная клавиша, допустим, в тональности Ре-мажор это будет Фа-диез, читаться она будет тоже как третья ступень, без лишних спецэффектов. Так вот, к чему я это всё. В любой тональности первая, третья и пятые ступени всегда устойчивые.

Что это всё значит?

Это значит, что эти три ступени в любых вариациях между собой всегда будут хорошо звучать.

А остальные хреново будут звучать, получается?

Нет, они тоже будут звучать. Но только чтобы это было, им нужна уже мелодия, чтобы подходить как-то к той или иной ноте, а для тех трёх ступеней по большей части пофигу, их хоть как можно ставить, они будут друг друга поддерживать)

И теперь вернёмся к аккордам. В самом начале этой темы я сказал, что неспроста До и Соль никуда не сдвинулись при разных схемах мажорного и минорного аккордов. Это всё потому, что в аккордах первая и пятая ступени всегда буду стоять на своих местах, хоть это мажор, хоть минор, хоть хрень непонятная. Тут уже можно даже приплести математику, что от перестановки слагаемых (Б3 + М3 и М3 + Б3) сумма не меняется. Меняется только звучание аккорда, за счёт сдвига третьей ступени на полтона)

Кстати, в каждом аккорде, как вы уже поняли, свои устойчивые ступени. В До-мажоре, например, это До-Ми-Соль, в Соль-мажоре это Соль-Си-Ре. В Ре-диез миноре – это Ре-диез — Фа-диез — Ля-диез.

Это конечно всё прекрасно, все эти гаммы, полутона, Ми-миноры(МИМИМИноры=)), а как это всё использовать-то и связать между собой???

Читать «Музыкальная теория. Часть 2»

Комментарии

Здесь еще никто не оставлял комментарии.

Добавить комментарий

* - поля обязательные для заполнения. E-mail не публикуется.

-
00:00/00:00
Название: Ну и пусть
Исполнитель: Lil_Jets
Длительность: 04:22
Название: Легенда встала на колени (У-К battle2,r3)
Исполнитель: Lil_Jets
Длительность: 02:55
Название: Повелитель Стихий
Исполнитель: AndreyDuh ft. Lil_Jets
Длительность: 03:09
Название: Давай попробуем ещё (MC77 prod., sound Galkinpro)
Исполнитель: Lil_Jets
Длительность: 03:12
Название: Я плюю на твою могилу (RapAlive battle2, r3)
Исполнитель: Lil_Jets
Длительность: 02:57
Название: Я не жалею (при уч. Ани Чернышёвой)
Исполнитель: Lil_Jets feat. Cred
Альбом: -
Длительность: 03:32
Название: Лирика
Исполнитель: Lil_Jets feat. MonS & SANYAS
Длительность: 03:54
Название: Superbia (MC 77 prod.)
Исполнитель: Lil_Jets
Длительность: 02:58
Виртуальный редактор аудио

Это ваш бит, после настройки и сохранения рядом с вашим именем в комментариях появится кнопка, при нажатии на которую другие посетители сайта смогут прослушать его.

Бит
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • Kick
  • Snare
  • Clap
  • Hat
  • Закрыть
    Проиграть
    Сохранить
    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования